База субмарин в Сен-Назере
Бункер для подводных субмарин в Сен-Назер успешно использовался немцами в период Второй мировой войны. В наши дни — это музей с интересными экспонатами, которые поведают о событиях того времени.
В ходе Второй мировой войны немцы вовсю занимались строительством баз подводных лодок на оккупированных территориях Только во Франции было создано несколько наиболее крупных из них. Самой известной и интересной считается база подводных лодок в портовом городе Сен-Назер.
Характеристики базы
База располагалась на территории площадью 39 квадратных метров. Ее протяженность составляла около 300 метров, толщина крыши, состоящей из 4 слоев бетона, составила 8 метров. В качестве дополнительной защиты на крыше были размещены пулеметы, зенитные установки и минометы.
База имела в своем распоряжении 14 пеналов, каждый вмещал по две субмарины. 8 пеналов были освобождены от воды, остальные были обычными доками. К верхним этажам базы можно было добраться через пространства между некоторыми пеналами бункера. Кроме помещений для лодок на базе были мастерские, зоны отдыха, кухонные помещения, госпиталь, насосные и электрические станции.
Историческая справка
Сен-Назер еще до начала войны имел для Франции стратегическое значение в качестве крупного порта. После захвата города немцами в июне 1940 года было принято решение организовать здесь крупную базу для подводных судов. С конца лета в порт начинают прибывать субмарины 7-й флотилии. В декабре после инспекции Организации Тодта (военный фашистский орган, отвечающий за строительство) главным инженером будущего проекта был назначен Пробст. Целью создания базы была защита субмарин от нападений британских Королевских ВВС.
Ранее в порту размещалась корпорация Compagnie Générale Transatlantique, полуразрушенные объекты которой теперь восстанавливались для будущей базы. Реконструкционные работы 6, 7, 8 доков продолжались с февраля по начало лета 1941 года. Спустя год в тот же период были восстановлены пеналы 1 - 5. Завершился проект постройкой башни.
На начало 1944 года был построен укрепленный шлюз, позволяющий полноценно защитить субмарины от внешнего воздействия. Ширина шлюза достигала 25 м, длина – 155 м, крыша была защищена средствами подводно-воздушной обороны. Посредством шлюза лодки из Луары попадали в пеналы.
28 марта 1942 года в порту была реализована британская спецоперация «Колесница». Британские спецслужбы ударили по сухому пеналу, располагавшемуся возле бункера. Стены дока были протаранены набитым взрывчаткой эсминцем, что и было главной целью операции в Сен-Назер. Подводные суда и бункеры, где они располагались, не пострадали.
Хотя в июне 1944 года все суда и вынуждены были покинуть бункер, немцы упорно обороняли его до конца войны.
Наши дни
После окончания войны база долгое время пустовала. В 1994 году местные власти Сен-Назера приняли решение о начале восстановительных работ. Базу превратили в город-гавань в рамках проекта «Ville-Port». Здесь открыли музей, а также выстроили макеты подводной лодки и трансатлантического лайнера.