Боевой гопак – истинно украинский национальный вид спорта
Боевой гопак чем-то напоминает динамичный танец бразильских чернокожих рабов капоэйру. В нем тоже скрыты движения и блоки, которые можно использовать во время боя. Однако, если разобраться, боевой гопак ближе к китайскому кун-фу.
В боевом гопаке органично сочетаются резкие блоки, броски и удары с танцевальной пластикой. При этом в танце используются разные виды оружия: от обычных серпов до мечей. Это своего рода компиляция основных техник из восточных единоборств и украинского колорита.
Поединки сопровождаются динамичной музыкой, которая задает эмоциональный тон и помогает спортсменам настроиться на бой. Танец-бой с оружием в ярких казацких костюмах производит завораживающее впечатление.
Чем боевой гопак похож на кун-фу?
В традиционном кун-фу в первые несколько лет обучения спортсмены не изучает приемы боя, они разучивают удары, блоки, движения и перемещения. Но это относится только к древнему боевому искусству, а не к современному. Точно так же гопак служил подготовительным этапом боевой подготовки казаков. Они все с раннего детства танцевали гопак и к подростковому возрасту знали комплекс основных приемов.
Как появился гопак?
Существует несколько версий на происхождение этого вида спорта. Согласно первой, родиной боевого гопака является Запорожская Сечь. На Сечи похожий вид единоборств изучался параллельно с грамотой и уроками музыки.
Если говорить о западной Украине, то и в каждой школе на Галичине был мастер, который обучал мальчиков приемам самозащиты и азам боевого искусства для того, чтобы они, в случае необходимости, могли защитить свою землю от врагов. Эти занятия также можно считать прародителями современного боевого гопака.
Еще один взгляд на происхождение этой украинской боевой культуры приводит нас к поселениям древних укров или ариев. Однако, и некоторые направления русских боевых единоборств также считают своими прародителями ариев.
И последняя версия сводится к тому, что гопак представляет собой комбинацию разных боевых единоборств с элементами танца. В принципе, философия гопака близка к философии восточных единоборств, но с добавкой элементов украинской национальной культуры.
Возрождение боевого гопака
После революции о боевом гопаке забыли на много лет и не вспоминали вплоть до 1985 года, когда за его реставрацию взялся каратист львовянин Владимир Пилат. Он обратил внимание на разнообразие движений в гопаке и использование элементов, характерных для боевых техник. Он же придумал и название единоборству. Через 10 лет в Украине провели чемпионат по боевому гопаку, в котором выступили более 150 спортсменов, а еще через 2 года была основана Центральная школа боевого гопака. В 2002 году была организована экспериментальная женская школа, где девушки могли обучиться не просто тактике ведения боя, а и владению разными видами оружия и приемам самозащиты, с учетом физиологических возможностей женщин.
В 2004 году боевой гопак стали изучать в университете «Украина». В этом же году был создан Центр Арт-шоу Гопак, который занимается организацией показательных выступлений в Украине и за ее пределами.
В мае 2017 года на заседании Верховной Рады боевой танец был официально признан национальным видом спорта. Министерство по делам молодежи и спорта планирует формировать национальную сборную. Сегодня этот национальный боевой танец выходит за границы боевого искусства как вида спорта. Это мощное молодежное движение, которое объединяет украинцев в разных странах, независимо от социальной принадлежности, вероисповедания и уровня доходов. Боевой гопак пропагандирует среди подростков и молодежи отказ от курения, наркотиков и алкоголя.
Еще тысячи лет назад китайские мудрецы утверждали, что «танец» и «боевые искусства» по-китайски звучат одинаково не напрасно. Эти два понятия неразрывно связаны. Танцем наши предки восхваляли богов, а боевое искусство использовали для борьбы со злом.