» » Желява — крупнейшая подземная авиабаза Европы

Желява — крупнейшая подземная авиабаза Европы

Желява — это самая крупная подземная военная авиабаза в Европе, расположенная на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины в районе горы Плешевица, недалеко от боснийского города Бихач. В строительство масштабного подземного объекта, которое осуществлялось на протяжении двух десятилетий, было вложено около 6 млрд. долларов США.

 

Авиабаза Желява. Босния. 

История строительства

 

Идея создания авиабазы возникла у руководства Югославии в 1948 году. К тому времени подобными военными сооружениями уже обладал целый ряд государств и Советская Югославия хотела присоединиться к этому "клубу" с целью демонстрации своей военной мощи.

 

Югославские эмисары нанесли визит в Швецию, которая располагала серьезными подземными военными объектами. Поездка принесла неизгладимые впечатления: югославы увидели подземную стоянку для самолетов, хранилища для авиационного топлива, оружейный завод. Дружеская Швеция предоставила подробные консультации, а военные конструкции разработанные шведами послужили прототипом для ряда будущих югославских сооружений, в том числе и Желявы.

 

Для формирования технического задания в 1955 году была созданна специальная комиссия, а спустя 2 года началось проектирование. В 1959 году под руководством Министерства обороны, началось непосредственное строительство авиабазы. Подрядчиками грандиозного проекта стали хорватские и сербские строительные организации имевшие опыт строительства объектов военной инфраструктуры. Все работы, включая подготовительные, осуществлялись в 3 смены. Общее количество рабочих, принимавших участие в реализации проекта, составляло всего 250 человек. Авиабаза оказалась дорогим удовольствием и обошлась Югославии в грандиозную сумму 6 млрд. долларов, что, в нынешних ценах, в 3 раза больше годовых военных бюджетов Сербии и Хорватии вместе взятых. Эта информация не является достоверной, однако точно известно, что Желява стала самым дорогостоящим военным объектом, расположенным на территории Европы. Источником Финансирования выступил Всемирный Банк, в котором Югославия взяла ссуду якобы на строительство автомобильной магистрали.

 

Свою военную мощь неприступная авиабаза в Желяве демонстрировала миру вплоть до 1992 года, а дальшейшую её судьбу решали уже не военные, а политики.

 

Функции и ресурсы

 

Обеспечить, объединить и эффективно управлять авиационными системами раннего обнаружения противника — в этом заключалась главная роль авиабазы, которая отнюдь не являлась рядовым аэродромом. Стратегическое преимущество комплекса заключалась в его географическом расположении, на вершине горы Плешевица, откуда можно было контролировать воздушные просторы не только Югославии, но и соседей. Теоретически, Желява могла атаковать противника без внешней поддержи в течение недели, и имела все запасы для автономного существования и обороны в течение месяца.

 

Авиабаза Желява. СФРЮ.  

Конструкция объекта: что находится под землей

 

Объект 505 (военное название авиабазы) включал три основные и одну запасную галерею, служащую аварийным выходом. Галереи располагались полукругом и соединялись на перекрестке, из которого можно было также попасть в специальный тупиковый ремонтный отсек. Над галереями, в вырубленной в скале полости располагался контрольно-диспетчерский пункт, попасть в который можно было только на специальном лифте.

 

Перед входом в каждую галерею были сооружены порталы-щели, имевшие входное отверстие в форме профиля истребителя МиГ-21. Назначение таких порталов – защита галерей, персонала и самолётов, находящихся в галерее от взрывной волны и осколков в случае атаки противника. Для максимальной защиты базы порталы полностью перекрывались 100-тонными герметичными стальными заслонами. В открытом состоянии эти заслоны «прятались» в боковой нише, а приводились в действие мощными электромоторами (на непредвиденный случай была возможность открытия/закрытия заслона ручным приводом).

 

Конструкция сооружения могла гарантировать выживание двух порталов, даже если бы мощность ядерной атаки составила 20 килотонн.

 

Порталы предназначались для разных целей. Например в портале №4 располагались архив, пищеблок, классы для обучения персонала и госпиталь, а в третьем портале хранили стратегические запасы авиационного топлива.  

 

В подземной части располагались также источник независимого водоснабжения, генераторы, казармы, запасы провианта и вооружения.

 

Весь комплекс был полностью освещён и оснащен системой кондиционирования, которая поддерживала постоянную температуру +22°С и определённую влажность во избежание проблем с парами авиационного керосина.

 

Наземные постройки

 

На вершине горы был установлен комплекс мощнейших радаров с защитными куполами от внешнего воздействия. Некоторые из них сохранились до нашего времени.

 

На поверхности располагались взлетные полосы для самолетов (всего 5 полос), защиту которых обеспечивали зенитно-ракетные комплексы.

На границах авиабазы действовало охотничье угодье. Посторонние на его территорию не допускались: охрана имела полномочие стрелять в цель без предупредительных выстрелов.

 

Значительные территории вокруг Желявы до сих пор остались заминированными.

 

Крушение: ломать — не строить

 

В 1968 году строительство Объекта 505 было официально (но не фактически, только основные работы) завершено. В том же году с военного аэродрома Плесо (Загреб, Хорватия) на новое место несения боевой службы перелетел в полном составе 117-й ИП. Причинами раннего введения комплекста в строй называют и недофинансирование и вторжение советских войск в Чехословакию. Полностью строительные работы были завершены в 1978 году. После введения в эксплуатацию база получила кодовое название KLEK.

 

Желява активно участвовала в Югославских конфликтах в начале 1991 года. Первое время ее летчики держали под контролем воздушное пространство разваливающейся Югославии.

 

База была уничтожена в 1992 году. Первоначально ее подорвала отступающая ЮНА, а завершила процесс разрушения армия Республики Сербская Краина, взорвав в тоннеле бензовоз и 56 тонн взрывчатых веществ. По свидетельству очевидцев, мощность взрыва была такой, что взрывная волна вынесла окна в Бихаче, жители кторого рассказывали что пережили что-то на подобие землятресения и что, дым выходил из тоннелей базы потом более еще более шести месяцев.

 

Авиабаза Желява. Миротворцы ООН.  

Когда в Боснию-Герцоговину вошли канадские миротворческие войска, радиолокационную станцию вернули в эксплуатацию и миротворцы пробыли еще на горе Плешевица с 1995 по 2004 год.

 

Перспективы на будущее

 

При посещении Желявы необходимо проявлять осторожность из-за огромного количества мин вокруг базы — даже местная полиция использует эту зону для тренировок кинологических отрядов по разминированию в условиях, максимально приближенных к боевым. В ноябре 2000 г. майор боснийских ВВС подорвался на противопехотной мине PROM-2, пойдя за грибами, и впоследствии умер от ран.

 

Мэрия Бихача регулярно поднимает вопрос о строительстве аэропорта, однако разговоры остаются разговорами. Политические разногласия и огромное количество не обезвреженных мин не дают делу сдвинуться с мертвой точки.

 

Авиабаза Желява. Развалины. 

Можно ли посетить Желяву?

 

Добраться до авиабазы несложно: всего 30 минут езды от Плитвицких озер и Вы на месте. Однако, не забывайте, что окрестности заминированы.

 

Официальные разрешения на посещения Желявы не выдаются.

 

 

  • 24-03-2018
  • 1 212
Оставить комментарий