» » Операция Энтеббе: шаровая молния против террористов

Операция Энтеббе: шаровая молния против террористов

Операция Энтеббе – один из самых успешных антитерростических рейдов, который был осуществлен израильским спецподразделением на территории другой страны. 

 

Операция Энтеббе  

Операция «Энтеббе» — другое название операция Шаровая молния. Также, некоторое время спустя, операция получила неофициальное название Йонатан в честь погибшего командира группы Йонатана Нетаньяху, родного брата Биньямина Нетаньяху.

 

Хронология теракта

 

27 июня 1976 г. террористическая группировка, сформированная из членов пропалестинских организаций, захватила самолет Air France, направлявшийся из Тель-Авива в Париж (рейс 139). На борту - 248 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы сначала приказали посадить самолет в Бенгази (Ливия). Airbus находился там около 7-ми часов, за это время была проведена дозаправка топливом. В момент прибывания в аэропортк Бенгази у беременной пассажирки раньше времени начались схватки. Террористы отпустили роженицу и она была благополучно доставлена в ливийскую больницу. После чего самолет вылетел в аэропорт Энтеббе (Уганда). По прибытию всех людей заложников переместили в старый терминал. В Энтеббе к четырём террористам присоединилось ещё четверо.

 

На следующий день от всех, взятых в заложники, пассажиров террористы отделяют 83 человека с израильскими паспортами. Тех, у кого паспорта не израильские и имена не еврейские - освобождают. По будущим свидетельствам очевидцев: террористы делают акцент, что они выступают не против еврейского народа, а против государства Израиль. Как бы там ни было, в плену угонщиков в итоге остается 106 человек, включая экипаж французского самолета, во главе с капитаном Бако, которые отказались улетать вместе с освобожденной частью заложников.

 

Какие требования выдвинули угонщики?

 

Боевики потребовали  свободы для 53 палестинских заключенных (находящихся в Израиле, ФРГ, Франции, Швейцарии, Кении), среди которых были члены леворадикальных террористических организаций. В израильских тюрьмах находилось больше всего нужных террористам палестинцев – 40 человек. Время на выполнение их ультиматума – до 1 июля 1976. По истечению срока они обещают начать расстрел заложников.

 

Попытки дипломатического урегулирования

 

Для израильских спецслужб абсолютно было понятно, что самолет не просто так посадили в угандийском аэропорту: действующая пропалестинская власть во главе с президентом Иди Амином оказывала боевикам всестороннюю поддержку. Об этом говорил и тот факт что власти страны позволили беспрепятственно присоединится к четырем угонщикам еще четырем террористам. Таким образом говорить о возможном дипломаическом урегулировании ситуации не приходилось. Исходя из сложившейся ситуации все перговоры по освобождению заложников носили исключительно отвлекающий характер. Именно это подтверждают рассекреченные в 2015 году документы.

 

Тем не менее израильское правительство пыталось найти политическое решение проблемы. Кабмин Израиля был готов освободить палестинских заключённых, в случае невозможности проведения спецоперации. Отставной офицер ЦАХАЛа Барух «Бурка» Бар-Лев долгое время был другом Иди Амина. Поэтому именно он по поручению правительства множество раз разговаривал с Амином по телефону, пытаясь договориться об освобождении заложников.Все усилия были тщетны.


Израильтяне рассчитывали также на помощь американских союзников. Они расчитывали, что США попросит президента Египта Анвара Садата связаться с Амином и предложить ему освободить заложников. Согласно рассекреченным документам, египтяне под руководством Садата попыталось договориться как с фронтом освобождения Палестины и с правительством Уганды, для чего отправили в Уганду качестве переговорщика Хани аль-Хасана, однако переговоры не состоялись, так как к тому времени израильтяне уже провели спецоперацию.

 

Подготовка к антитеррористической операции

 

1 июля Израиль вступает в переговоры с террористами, с целью договориться о переносе предельной даты на 4 июля. Амин со своей стороны тоже поддержал эту просьбу и сделал соответсвующее обращение к терроритсам. Лично для Амина это также имело важное значение. Благодаря этому он смог осуществить визит в Порт-Луи (Маврикий), чтобы передать пост председателя Организации африканского единства Сеусагуру Рамгуламу. Для израильских спецслужб пернос срока был критично важен, он давал возможность подготовить и провести высадку в Энтеббе.

 

3-го июля кабмин Израиля одобрил спецоперацию под командованием генерал-майора Йекутиэля Адама. Заместителем командира стал Матан Вильнаи. Проведением наземной операции командовал бригадный генерал Дан Шомрон.

 

Планирование всей операции заняло всего 48 часов, но удалось отработать лишьмалую часть плана, в основном, командование полагалось на импровизацию. Время поджимало. Операция осложнялась еще тем, что помимо непосредственного освобождения заложников необходимо бло еще преодолеть вооруженное соппротивление угандийских солдат. Бывший тогда министром обороны Шимон Перес вспоминает, что командующий ВВС Израиля Биньямин Пелед поинтересовался, собирается Перес захватить только аэропорт Энтеббе или всю Уганду?

 

Моссад, на основе полученной от освобожденных пассажиров информации, выстраивает четкую схему по местонахождению захваченных пассажиров, вооружению и количеству террористов и солдат Уганды. Также, выяснилось, что строительством аэропорта занималась израильская компания, таким образом ЦАХАЛ получает чертежи и даже выстраивает копию терминала. Также согласно разведданным, в районе Энтеббе находилась военная групировка состоящая из  21 тысячи угандийских солдат и 267 единиц бронетехники. В самом аэропорту было 50 боевых самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Присутсвие такого количесва недружественных войск сущесвенно осложняло ход операции.

 

Отдельным вопросом стоял вопрос заброски спецназа в Уганду: лидеры соседних с ней стран, несмотря на свое сочувствие Израилю, не хотели мести Иди Амина, дав израильским самолетам добро на пересечение их воздушного пространства и дозаправку.

 

Позднее подполковник Йошуа Шани, ведущий пилот операции рассказывал, что был и альтернативный план который предусматривал выброску военно-морского спецзназа в озеро Виктория. Предполагалось, что коммандос доплывут на резиновых лодках до аэропорта, который как раз находится на берегу озера. А после уничтожения боевиков и освобождения заложников они потребуют Иди Амина свободный проход домой. Однако такой план требовал больше времени для подготовки, а его у командования спецоперации не было.

 

На помощь приходит еврейско-израильская община в Найроби, во главе с владельцем местной гостиничной сети Блоком. С их влиянием на президента Кении дипмиссии Израиля удается получить разрешение на то, чтобы самолеты ЦАХАЛ смогли приземлиться в аэропорту Найроби.

 

В отместку за участие семьи Блок и еврейско-израильской бизнес-общины в Кении, боевики Народного фронта освобождения Палестины 31 декабря 1980 года подорвали отель «Норфолк» (The Norfolk hotel), входящий в сеть Block Hotels. Этот террористический акт стал первым случаем проявления международного терроризма на территории Кении. 13 человек разных национальностей погибло, 87 получили ранения.

 

Проведение операции

 

ЦАХАЛ для проведения операции организовал три функциональные группы.

- Наземное командование и группа контроля, во главе с генералом Шомроном состояла из связистов и группы поддержки.

- Штурмовой отряд, который полностью состоял из коммандос возглавляемых подполковником Йонатаном Нетаньяху. Главной задачей отряда был штурм здания старого терминала и освобождение заложников. Непосредственно захватом терминала занималась группа из 32 солдат на двух автомобилях. 15 человек под командованием майора Муки Бецера должны были ворваться в терминал и освободить заложников, остальные под командованием Нетаньяху обеспечивали поддержку снаружи.

- Группа поддержки. В её задачи входило - предотвратить возможность нападения противника на самолёты С-130 «Геркулес», недопустить его вмешательство в процесс освобождения заложников, уничтожение самолётов МиГ, находившихся на земле, чтобы предотвратить возможность дальнейшего вмешательства ВВС Уганды в процесс освобождения заложников, обеспечение поддержки при посадке заложников в самолеты, а также обеспечение дозаправки самолетов на земле.

 

Израильские летчики провели самолеты над Шарм-эш-Шейхом после чего вышли на международную линию полётов над Красным морем.
Далее высота полета была не более 30 метров, это было необходимо чтобы избежать египетских, суданских и саудовски радаров. У южного выхода из Красного моря авиагруппа повернула на юг и пролетела над Джибути, затем изменила курс в направлении Найроби. Пролетев западнее Сомали над районом Огаден (Эфиопия), летчики взяли курс на юго-запад через восточно-африканскую рифтовую долину и озеро Виктория.

 

Самолёты с десантом сопровождали два самолёта «Боинг-707». На борту первого Боинга находился полевой госпиталь. Он приземлился в международном аэропорту имени Джомо Кениаты. На борту второго Боинга находился командующий операцией генерал Йекутиеэль Адам. В ходе операции второй Боинг кружил в небе над Энтеббе. 

 

В 23:00 группа израильская авиагруппа приземляется в Энтеббе, загрузочные люки самолётов были открыты заранее.

 

Спасение заложников

 

Израильские самолеты совершили посадку в аэропорту Энтеббе в полной темноте, всего за 1 час до полуночи. В это же время им навстречу (по направлению к терминалу) выдвинулась колонна из внедорожников с израильскими военными. Во главе ехал черный автомобиль марки Mercedes. Такой кортеж был очень похож на обычную колонну Амина, и должен был создать иллюзию, что это угандийское руководство с почестями встречает прибывших. Но, к сожалению, израильтяне не учли, что накануне Амин сменил свой черный мерседес на белый. Этот факт был известен сотрудникам службы безопасности аэропорта Энтеббе, которые попытались остановить израильтян. Последовавшая за этим перестрелка и риск преждевременной «тревоги», вынудила штурмовую команду Израиля начать атаку незамедлительно (вопреки изначальному плану).

 

Дальше все происходило стремительно. Штурмовики, тут же покинувшие автомобили, в течение минуты достигли здания терминала, где в холле и содержались заложники. Команда в рупор, обращенная к изнемогающим пленным: «Немедленно падайте на пол! Мы – израильские военные!» ознаменовала начало штурма. Перестрелка между израильтянами и террористами в здании терминала длилась всего 1 минуту 45 секунд. За это время израильскими коммандос были найдены и обезврежены все 7 угонщиков. К сожалению, не обошлось без жертв и на стороне заложников, трое из которых были убиты в первые 2 минуты операции.

 

В это время из прибывших следом С-130 (самолетов, стоявших на вооружении армии Израиля) были выгружены бронетранспортеры для создания защитного периметра. В задачу этой группы также входило уничтожения угандийских истребителей. Это было необходимо, чтобы избежать преследования.

 

Во время посадки спасенных заложников на борт самолета, они были обстреляны угандийскими военными с диспетчерской вышки. Израильтяне дали ответный огонь, не дав ни на минуту перехватить инициативу.

 

Вся операция, от того момента, как шасси первого спасательного самолета коснулось ВПП аэродрома Энтеббе до того, как был совершен взлет последнего израильского воздушного судна в Уганде, продлилась чуть больше, чем 1,5 часа.

 

Потери угандийской стороны: 7 террористов и примерно 40 солдат были убиты в ходе операции. Также было уничтожено 11 единиц военной техники (самолеты МИГ-17).

 

Потери израильской стороны: Йонатан Нетаньяху стал единственным израильским военным, погибшим во время штурма. Из 106 заложников удалось спасти 102 человека.

 

Документальный фильм об операции

 

 

Художественный фильм "Операция Йонатан"

 

 

Художественный фильм "Рейд на Энтеббе"

 

 

Трейлер к фильму 2018 года "Операция Шаровая молния или 7 дней в Энтеббе"

 

 

  • 12-12-2018
  • 753
Оставить комментарий