Днепр: интересные факты о нашей реке
В моем детстве, в не такие уж далекие 70-е, Днепр был веселым и живым. С весны до осени по его глади скользило множество экскурсионных корабликов, не говоря уже о тяжелом грузовом флоте и разнообразных пассажирских «посудинах». Роль реки в жизни Киева была огромна, и сегодня она постепенно возвращает себе частично утерянное влияние!
Киев стоит на высоком крутом правом берегу реки. История города и реки неразрывно связаны, ведь их развитие шло «рука об руку»: город рос, и река неизменно помогала ему в этом.
Что мы знаем о Днепре?
Конечно же, река не всегда называлась так. Более ранние ее названия: Борисфен (в переводе – река, берущая свое начало на севере), Данаприс (по разным версиям это означало «задняя» или глубокая река), Славутич (река славян, так как русло реки проходит через 3 славянских государства – Украину, Беларусь и РФ). Также, одно время верховья и нижняя часть Днепра воспринимались как 2 разные реки и имели собственные названия (Непер и Борисфенус)
Днепр – «бронзовый» призер по протяженности среди европейских рек. Имея длину около 2,2 тыс км, он уступает по размеру только Волге и Дунаю.
Десять веков назад по Днепру предприимчивые варяги везли свой товар в теплые страны («из варяг в греки», помните? Наша река была важным его звеном). Это способствовало процветанию территорий, через которые проходил этот путь.
На Днепре великий князь Владимир окрестил Русь, в его водах были крещены киевские жители, и сам князь.
С давних времен у тех, кто населял берега Днепра, существовала необходимость переправляться с берега на берег. Делали это в теплое время года на разнообразных судах и суденышках, а зимой – по льду. Первый понтонный мост через Днепр был построен в 12 веке. Такие мосты позже возводились регулярно, и разбирались на зиму. Капитальный же мост в пределах Киева (Николаевский) появился только в 1853-м (полностью разрушен в 20-м году).
Именно через Днепр в 1870м была сооружена самая протяженная на тот момент железнодорожная речная переправа (ж/д мост), также не дожившая до наших дней (разрушена немцами).
Набережная в современном виде, из гранита, появилась в Киеве в 50-х годах прошлого века. Уровень воды относительно набережной не постоянен, и регулируется Каневской ГЭС. Самая «низкая» вода в Киеве утром, а самая «высокая» - поздним вечером.
Современный Днепр уже не доставляет столько хлопот, его разливы редки и успешно контролируются. Наводнений не случалось здесь с 1931 года. Раньше же, Подол часто затапливало, да так, что люди перемещались по его улицам на лодках! Говорят, что разливы доходили и до ул. Карла Маркса!
Сегодня река «поит» более 2/3 жителей Украины, являясь главным источником питьевой воды. Но, существует мнение, что, если не изменить отношение к использованию водных ресурсов, эта река может поменять направление течения, и даже, возможно, стать соленой.
Судоходство на Днепре
Сложно переоценить потенциал Днепра, который, как и в давние времена, соединяет «варяг» и «греков», север Европы и ее теплые моря. Почему же тогда «что-то пошло не так», и мы не видим загруженного тяжелыми коммерческими судами речного пространства? Ведь мы помним еще из курса школьной географии: «водный транспорт является дешевым и надежным видом транспорта, особенно для перевозки массовых грузов». А дело, помимо прочего, в дополнительных тарифах и сборах, которые, к сожалению, делают речные перевозки грузов не рентабельными. Судовладелец должен платить не малые суммы за проход по шлюзам и за подъем ферм мостов там, где были созданы эти преграды для естественного судоходства. И пока ситуация не изменится, вряд ли можно рассчитывать на полноценное развитие водного транспорта.
Но, зато, не могут не радовать возродившиеся традиции веселых речных прогулок. С приходом весны и до самой осени из Киевского речпорта регулярно отправляются комфортабельные «городские» кораблики частных компаний. Мне довелось прокатиться по Днепру с компанией Rentflot – получила море удовольствия!
Рекомендуем: экскурсия в Межигорье на теплоходе от компании RentFlot. Увлекательная 6-ти часовая программа стартует с причала №7 киевского речного вокзала!