УАЗ на дровах - 20 кг. шишек на 100 км.
В то время как европейцы пересаживаются на велосипеды и внедряют электромобили и другие виды альтернативного транспорта, белорусы не дремлют. На улицах Бреста разъезжает УАЗ, двигатель которого работает на дровах, шишках или любом другом горючем материале.
Немного истории: откуда появилась идея?
Владелец уникального автотранспорта Сергей заверяет, что топливом может служить любой природный материал, который просто валяется под ногами. Единственная природная зона, где чудо-автомобиль нельзя дозаправить без проблем — это пустыня.
История всегда была серьезным увлечением изобретателя. Автомобиль, который ездил, благодаря сгоранию древесного угля появился в 1919 году и был детищем инженера Георга Имберт. Проект был достаточно успешным и некоторое время даже конкурировал с классическими автомобилями знаменитого Генри Форда. Грузовики с газогенераторами, которые наполнялись в результате пиролиза (горение в условиях недостатка кислорода с образованием газа) выпускались в СССР до начала Второй мировой войны. Имеются зафиксированные данные, что именно на этих грузовиках, затраты на которые были минимальными, осуществлялся прорыв ленинградской блокады. Однако интенсивная разработка нефтяных скважин в начале второй половины XX века привело к вытеснению газогенераторного транспорта, который отправился в металлолом.
Авторский проект
Для осуществления возрождения хорошо забытого старого был выбран простой УАЗ, который является достаточно современным и распространенным транспортом, широко используемым в условиях бездорожья. Сергей не стал изобретать велосипед, а обратился к инженерной литературе тридцатых годов прошлого века. Учебники не содержали готовых схем, но в них были формулы, которые помогли настойчивому новатору сделать необходимые расчеты и собрать собственную установку. Кто хочет — ищет возможности: на создание авторской монораторной системы ушло около года.
Принцип работы моноратора
В качестве топлива используются чурки из древесины небольшого размера. Главное отличие моноратора от генератора состоит в том, что влажность дров не имеет никакого значения и может достигать 60%. Чурки Сергей хранит в автомобиле за пассажирскими сиденьями. Расход топлива: 20 кг на 100 км. Топливо забрасывается в печь разово, непосредственно перед выездом.
Мужчина всегда берет в дорогу обыкновенный топор, шутливо называя инструмент заправочным пистолетом. Однако прибегать к нему совсем необязательно: автомобиль можно «дозаправить» шишками и другими природными материалами.
Загрузка топлива осуществляется через верхний люк газификационной камеры. Во время движения постоянно выделяется дым, однако люк его задерживает и машина не вызывает лишних вопросов. Для запуска двигателя необходимо выдержать пятиминутный интервал.
Механика функционирования установки достаточно сложна: в камере последовательно протекают различные процессы: распад дров, окислительная и восстановительная реакция, в результате которых происходит полное разложение топлива на смесь горючих газов. Одновременно идет образование конденсата, который сливается через специально предусмотренную трубку. Перед попаданием в двигатель газ проходит грубую и тонкую фильтрацию, чтобы избежать быстрого загрязнения и износа деталей. В качестве фильтра используются древесные опилки, которые требуют замены каждые 2000 км пробега. Неочищенный газ горит красным пламенем, а очищенный — синим.
Выхлопные выбросы автомобиля состоят из углекислого газа без токсичных примесей, поэтому масло меняют после 30000 км.
Особенности древесного транспорта
УАЗ на дровах достаточно комфортен, однако одежда пассажиров приобретает легкий запах дыма и температура в салоне несколько выше. Два бензинных бака, предусмотренных в конструкции, полностью перекрыты. Сергей сделал это специально, чтобы никто не сомневался в работоспособности моноратора.
Изобретатель считает транспортное средство не более опасным, чем классический автомобиль: газ не находится под давлением, а значит возможность возникновения пожара или взрыва минимальна.
Машина официально зарегистрирована и оснащена номерами, при техосмотре газогенератор зафиксирован как навесной груз.