Операция Coldfeet: победа американской разведки в арктических льдах
Операция Coldfeet: как американская разведка добыла 68 кг секретного оборудования и документов с брошенной советской арктической станции.
Секретная операция Coldfeet была проведена в небезызвестный период Холодной войны. Именно тогда американцы впервые успешно применили на практике систему Skyhook, с помощью которой с дрейфующей в океане советской станции подняли своих агентов.
Целью миссии, название которой с английского переводится как «холодные ноги», изначально являлась дрейфующая со льдами советская брошенная станция «Северный полюс-9» (СП-9). Ее весной 1961 года пилоты ВМС США случайно обнаружили во время аэромагнитной съемки этого района.
В то время ONR (Управление научно-исследовательских работ американских ВМС) создало в Северо-Ледовитом океане целую сеть для акустического наблюдения за субмаринами СССР, которая размещалась на американских дрейфующих объектах. Было выдвинуто предположение, что «вражеские» станции аналогично используется Советами. А значит, добравшись до нее, можно получить доступ к вражеским секретам и технологиям.
В общем, заброшенная станция СП-9 стала своеобразным подаркам для ONR: американцы начинают разрабатывать план, как им попасть на станцию и, главное, как оттуда выбраться. Русские ведь не просто так забросили свою полярную станцию, а эвакуировали оттуда в срочном порядке всех рабочих, поскольку из-за дрейфующего льда была разрушена ледовая взлетно-посадочная полоса и появилась угроза разрушения всей станции.
Паковые льды исключали возможность добраться к СП-9 ледоколом, а дистанция к ближайшей американской базе была слишком большой, чтобы использовать вертолет.
Что придумали американцы?
Забросить разведмиссию на станцию не составляло труда (парашютисты умеют садиться и на более неудобные объекты). Но вот как потом из забрать, если ни ледоколом, ни вертолетом воспользоваться нельзя? Чтобы поднять людей со льдов в пролетающий мимо самолет, капитан ВМС США Дж. Кэдуолейдер предложил воспользоваться уникальной системой эвакуации Skyhook (небесный крюк), которую несколькими годами ранее разработал и успешно испытал для ЦРУ конструктор Роберт Фултон.
Ее суть такова: человек на земле, одетый в специальный костюм и «обвязку», запускает в воздух гелиевый шар с привязанным к нему тросом (материал – нейлон, длина – 150 м) от «обвязки». Пилоты направляют самолет, на носу которого установлены специальные раздвижные штанги-усики, ниже высоты гелиевого шара таким образом, чтобы трос попал в створки «усов».
«Усы» зажимают трос, тот сносится под воздействием скоростного напора к задней части самолета, где подхватывается членами экипажа и заправляется в лебедку. Во время подъема человек не подвергается сильным нагрузкам благодаря специальному костюму и эластичности нейлонового троса.
Подготовка к операции. Неудача №1
Итак, решение найдено. ONR подбирает людей. Выбор падает на опытного парашютиста, владеющего русским языком, майора ВВС США Джеймса Смита и геофизика, участвующего в разработке акустической системы для слежения за субмаринами, Леонарда Ле-Шэка.
Выполнение задания назначено на сентябрь. Целое лето 1961 года Смит и Ле-Шэк готовились - осваивали «фултоновскую» систему эвакуации и отрабатывали подъем.
Но операция на СП-9 окончилась, не успев начавшись. Официальное разрешение на проведение миссии от командования ВМФ долго пришлось ждать и за это время «цель» отнесло течением далеко от берега.
Попытка №2
В начале весны 1962 г. американцы неожиданно получают сообщение от своих союзников, канадских ВВС, об обнаружении другой заброшенной советской станции СП-8 недалеко от их авиабазы, расположенной в Resolute Bay.
Разведка сообщает, что оборудование на ней посовременней, и ONR решает сделать ее своей целью.
Но и здесь американцев поджидает несколько неудач. Сначала станцию никак не могут найти: двухдневные поиски в апреле на основе данных, полученных месяц назад, и прогнозов движения льда не приносят результатов. Поиски завершаются. А когда СП-8 обнаруживают в начале мая во время ежемесячного авиаобследования ледовых полей, у ONR заканчиваются деньги на этот проект.
На помощь приходит Роберт Фултон. Благодаря его связям ЦРУ оказывает проекту техническую поддержку, а Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) - финансовую.
Час Х
В конце мая начинается поиск СП-8. Когда ее обнаруживают, Смит с Ле-Шэком спускаются к ней на парашютах, следом за ними сбрасываются необходимые вещи и продукты.
На обследование станции им отводится 72 часа. В то время, как Ле-Шэк и Смит собирают на станции оборудование, ищут записи и документацию, на авиабазе инженеры устанавливают на самолет В-17 «фултоновскую» систему.
Когда подошло время эвакуировать людей со станции, то возникли трудности из-за погодных условий. В первый день эвакуации вся площадь в районе станции была покрыта плотным туманом. B-17 возвращается на базу ни с чем. Вылет повторяют чуть позже, но опять безуспешно. Принимается решение искать станцию с помощью самолета-разведчика Neptune. Вылетев, на следующий день первым, он находит станцию и наводит на нее В-17.
Прилетев в указанное место, B-17 обнаруживает станцию, но оказывается, что в этом районе скорость ветра 50 км/ч, что является предельным показателем для Skyhook. К тому же, у пилотов возникли трудности определения линии горизонта.
Но все же несмотря на погодные условия, Смит и Ле-Шэк, и все добытые ими документы с оборудованием (68 кг) были успешно подняты на борт самолета. Благодаря проведенной операции, американская разведка получила ценную информацию об активности СССР в Арктике.